Интересный вопрос от подписчицы Ирины: «Мой ребенок не читает, 5 минут и все, устал, говорит, ничего не понимает. Вместо книг предпочитает краткое содержание из готовых домашних заданий. В результате ничего не запоминается, спросишь через неделю, о чем прочитал – не помнит. Меня это пугает! Я помню себя, мы читали много, что происходит с ребенком?»
Во времена Вашего детства, Ирина, мышление у большинства было системным, позволяющим глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.
Сегодня преимущества за клиповым мышлением, когда человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Людям с клиповым мышлением крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами.
Прогресс клипового мышления связывают с развитием соц сетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам. Сюжеты короткие, яркие с обилием фото и видео-нарезок.
Обратите внимание на то, как происходит потребление информации Вашим ребенком. Например, листая ленту ребенок пролистывает те сообщения, которые его не заинтересовали с первой картинки, хотя содержание публикации может быть полезным и интересным. Это своеобразная адаптация мозга к изменяющимся условиям, когда вместо заучивания огромного объема информации сегодня гораздо важнее уметь быстро ее находить, обрабатывать и использовать для своих задач.
Образовательная система несколько неповоротлива, но и она сейчас перестраивается, используются видео, презентационные материалы, чаще происходит смена деятельности во время уроков.
Считается, что клиповое мышление развивает многозадачность: ребенок может одновременно читать, слушать музыку и вести переписку, но мешает целостному восприятию и порождает поверхностное. Опасность заключается в том, что снижается критическое мышление и человек становится уязвимым к разного рода манипуляциям.
Как скорректировать?
Самый доступный метод – цифровой детокс, определенное количество времени проводить без гаджетов. Начать можно с совместного ужина всей семьей, все убирают телефоны и полчаса ужинают, общаясь друг с другом. Хорошо подойдет любая совместная деятельность: прогулки, спортивные нагрузки, посещение выставок и т.д., сохраняя единственное условие, во время этих занятий отключать телефон.
Ввести правило обязательного чтения. Сначала в течение 5 – 10 минут минут в день, постепенно добавляя время и доведя его до получаса.
И психотерапия Вам в помощь. Когнитивно-поведенческая терапевтическая работа позволяет работать с мыслительными привычками.
Во времена Вашего детства, Ирина, мышление у большинства было системным, позволяющим глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.
Сегодня преимущества за клиповым мышлением, когда человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Людям с клиповым мышлением крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами.
Прогресс клипового мышления связывают с развитием соц сетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам. Сюжеты короткие, яркие с обилием фото и видео-нарезок.
Обратите внимание на то, как происходит потребление информации Вашим ребенком. Например, листая ленту ребенок пролистывает те сообщения, которые его не заинтересовали с первой картинки, хотя содержание публикации может быть полезным и интересным. Это своеобразная адаптация мозга к изменяющимся условиям, когда вместо заучивания огромного объема информации сегодня гораздо важнее уметь быстро ее находить, обрабатывать и использовать для своих задач.
Образовательная система несколько неповоротлива, но и она сейчас перестраивается, используются видео, презентационные материалы, чаще происходит смена деятельности во время уроков.
Считается, что клиповое мышление развивает многозадачность: ребенок может одновременно читать, слушать музыку и вести переписку, но мешает целостному восприятию и порождает поверхностное. Опасность заключается в том, что снижается критическое мышление и человек становится уязвимым к разного рода манипуляциям.
Как скорректировать?
Самый доступный метод – цифровой детокс, определенное количество времени проводить без гаджетов. Начать можно с совместного ужина всей семьей, все убирают телефоны и полчаса ужинают, общаясь друг с другом. Хорошо подойдет любая совместная деятельность: прогулки, спортивные нагрузки, посещение выставок и т.д., сохраняя единственное условие, во время этих занятий отключать телефон.
Ввести правило обязательного чтения. Сначала в течение 5 – 10 минут минут в день, постепенно добавляя время и доведя его до получаса.
И психотерапия Вам в помощь. Когнитивно-поведенческая терапевтическая работа позволяет работать с мыслительными привычками.