Все родители знают, что разговаривать с ребенком нужно. Но как выстроить разговор правильно? Какие вопросы стоит давать? Ведь порой дети на важные для родителя вопросы отвечают односложно: «да», «нет», «все хорошо», «нормально» или и вовсе сразу уходят в свою комнату тем самым как бы «сворачивают» разговор.
При общении очень важно задавать открытые вопросы. Они отличаются от закрытых тем, что ответить на них «да» или «нет» не получится. Только открытые вопросы стимулируют детей описывать свои впечатления, чувства, эмоции, оценивать свои и чужие действия, а родитель в это время все больше и больше узнает своего ребенка.
Примеры вопросов, которые помогут наладить и сохранить с ребенком теплые доверительные отношения:
1. Как прошел твой день?
Да, ребенок может отшучиваться, говорить «все нормально», «хорошо» или «плохо» и т.д. Здесь важно не устраивать ему допрос, не тянуть «клещами» информацию из ребенка. Лучше всего сказать: «Я услышала тебя, если не хочешь рассказывать сейчас – не надо, я хочу чтоб ты знал, что мне интересны твои дела. А знаешь, что я сегодня сделала?» И расскажите подробно о своем дне. Со временем Вы заметите, что даже самый замкнутый и необщительный ребенок начнет понемногу делиться с Вами тем, что у него сейчас на душе. А это уже маленький шаг к открытым и доверительным отношениям. Особенно хорошо этот вопрос и Ваша открытость влияют на подростков, которые чаще всего как «колючие ежики», но, услышав с каким воодушевлением Вы рассказываете о своих переживаниях, они поймут, что с Вами можно делиться, ведь Вы сами очень открыты к общению.
2. Как дела у твоих друзей?
Если Вы знаете кого-либо из близкого окружения своего ребенка, то спросите о конкретном друге. А может быть Ваш ребенок уже посвятил Вас в события из своей жизни или рассказал о смешных ситуациях, связанных с его окружением – то спросите сразу обо всем. Например: «Кто из твоих друзей нравится тебе больше всего и почему? Как бы ты поступил, если бы узнал, что один из твоих друзей обманул тебя? Расскажи мне о качествах, которые есть у твоего лучшего друга. Кто твой лучший руг, расскажи о нем. Кем из своих друзей ты гордишься? Кто называет тебя своим другом, как думаешь, почему? Что ты сегодня делал с друзьями? Как Вы провели время в кино?».
Все вышеуказанные вопросы подходят под разные ситуации и даже под разный возраст. Главное, чтобы они подходили под контекст Вашей беседы.
3. Что хорошего случилось сегодня?
В любом дне, омраченном контрольной работой по физике или дождливой, пасмурной погодой, найдутся маленькие радости. Главное вспомнить о них! Но если такие приятные моменты не вспоминаются, значит пора их придумать, тем самым развеселив и взбодрив себя. Например, незапланированно пойти в кино, поиграть всей семьей в настольные игры, посетить бассейн или музей, даже просто выйти в парк, устроив себе небольшую фотосессию. Такие простые радостные моменты можно создать самим, если Вы вдруг увидели, что Ваш ребенок немного «заблудился» в своих тягостных размышлениях по поводу положительных эмоций.
4. Нужна ли тебе помощь?
Мне кажется, что практически каждый человек испытывает трудность в том, чтобы попросить помощи у другого. Так вот и ребенок, который еще не научился получать помощь по мелочам, не сможет обратиться к Вам с просьбой в более сложных ситуациях. Поэтому, следует начинать с малого – помочь с уборкой комнаты (если ребенок разрешит!), с уроками (если попросит), разрешить какую-то ситуацию, с которой ребенок не может справиться. Чем больше Вы помогаете ребенку в небольших ситуациях, тем выше вероятность, что в случае серьезного конфликта он обратится к Вам за советом.
Когда Вы слушаете ребенка, то не торопитесь осуждать, комментировать. Подождите, пока ребенок завершит свой рассказ и попросит Вас поделиться своим мнением по данному поводу. Иногда и слова могут быть излишни – просто обнимите своего ребенка или возьмите за руку.
Ну а если Вы вдруг в плохом настроении и не готовы разговаривать – честно скажите ребенку об этом, но договоритесь, что поговорите на эту тему чуть позже, например, вечером или завтра с утра! Пусть ребенок научится понимать Ваше настроение и эмоции. Если Вы говорите о них открыто, не скрывая свое плохое настроение за маской «позитивного человека» – то и ребенок спустя время начнет делиться своими эмоциями, что только укрепит доверительные отношения.
При общении очень важно задавать открытые вопросы. Они отличаются от закрытых тем, что ответить на них «да» или «нет» не получится. Только открытые вопросы стимулируют детей описывать свои впечатления, чувства, эмоции, оценивать свои и чужие действия, а родитель в это время все больше и больше узнает своего ребенка.
Примеры вопросов, которые помогут наладить и сохранить с ребенком теплые доверительные отношения:
1. Как прошел твой день?
Да, ребенок может отшучиваться, говорить «все нормально», «хорошо» или «плохо» и т.д. Здесь важно не устраивать ему допрос, не тянуть «клещами» информацию из ребенка. Лучше всего сказать: «Я услышала тебя, если не хочешь рассказывать сейчас – не надо, я хочу чтоб ты знал, что мне интересны твои дела. А знаешь, что я сегодня сделала?» И расскажите подробно о своем дне. Со временем Вы заметите, что даже самый замкнутый и необщительный ребенок начнет понемногу делиться с Вами тем, что у него сейчас на душе. А это уже маленький шаг к открытым и доверительным отношениям. Особенно хорошо этот вопрос и Ваша открытость влияют на подростков, которые чаще всего как «колючие ежики», но, услышав с каким воодушевлением Вы рассказываете о своих переживаниях, они поймут, что с Вами можно делиться, ведь Вы сами очень открыты к общению.
2. Как дела у твоих друзей?
Если Вы знаете кого-либо из близкого окружения своего ребенка, то спросите о конкретном друге. А может быть Ваш ребенок уже посвятил Вас в события из своей жизни или рассказал о смешных ситуациях, связанных с его окружением – то спросите сразу обо всем. Например: «Кто из твоих друзей нравится тебе больше всего и почему? Как бы ты поступил, если бы узнал, что один из твоих друзей обманул тебя? Расскажи мне о качествах, которые есть у твоего лучшего друга. Кто твой лучший руг, расскажи о нем. Кем из своих друзей ты гордишься? Кто называет тебя своим другом, как думаешь, почему? Что ты сегодня делал с друзьями? Как Вы провели время в кино?».
Все вышеуказанные вопросы подходят под разные ситуации и даже под разный возраст. Главное, чтобы они подходили под контекст Вашей беседы.
3. Что хорошего случилось сегодня?
В любом дне, омраченном контрольной работой по физике или дождливой, пасмурной погодой, найдутся маленькие радости. Главное вспомнить о них! Но если такие приятные моменты не вспоминаются, значит пора их придумать, тем самым развеселив и взбодрив себя. Например, незапланированно пойти в кино, поиграть всей семьей в настольные игры, посетить бассейн или музей, даже просто выйти в парк, устроив себе небольшую фотосессию. Такие простые радостные моменты можно создать самим, если Вы вдруг увидели, что Ваш ребенок немного «заблудился» в своих тягостных размышлениях по поводу положительных эмоций.
4. Нужна ли тебе помощь?
Мне кажется, что практически каждый человек испытывает трудность в том, чтобы попросить помощи у другого. Так вот и ребенок, который еще не научился получать помощь по мелочам, не сможет обратиться к Вам с просьбой в более сложных ситуациях. Поэтому, следует начинать с малого – помочь с уборкой комнаты (если ребенок разрешит!), с уроками (если попросит), разрешить какую-то ситуацию, с которой ребенок не может справиться. Чем больше Вы помогаете ребенку в небольших ситуациях, тем выше вероятность, что в случае серьезного конфликта он обратится к Вам за советом.
Когда Вы слушаете ребенка, то не торопитесь осуждать, комментировать. Подождите, пока ребенок завершит свой рассказ и попросит Вас поделиться своим мнением по данному поводу. Иногда и слова могут быть излишни – просто обнимите своего ребенка или возьмите за руку.
Ну а если Вы вдруг в плохом настроении и не готовы разговаривать – честно скажите ребенку об этом, но договоритесь, что поговорите на эту тему чуть позже, например, вечером или завтра с утра! Пусть ребенок научится понимать Ваше настроение и эмоции. Если Вы говорите о них открыто, не скрывая свое плохое настроение за маской «позитивного человека» – то и ребенок спустя время начнет делиться своими эмоциями, что только укрепит доверительные отношения.