Мой блог

Синдром отличника и его возможные последствия

Синдром отличника и его возможные последствия.

На эту тему меня натолкнули школьные дневники моей дочери, недавно их пересматривала. Они с точки зрения родителя, прекрасны!!! Аккуратные, все домашние задания записаны, наклейки в виде цветочков, пятерки и записи с похвалой от учителей! Но есть в этой красоте какая-то грусть.

Родители гордятся детьми отличниками, я сама была такая (у дочери золотая медаль)! Очень круто, когда тебе на каждом родительском собрании рассказывают, что твой ребенок – молодец, домашние задания всегда готовы, дисциплину не нарушает, в олимпиадах участвует, все ему дается легко! А легко ли?

Дети-отличники вынуждены всегда соответствовать своему статусу, не имеют права на ошибку, повышенные требования - мотиватор к достижениям. Их девиз – быть лучше всех!

Пока ребенок в школе, где его хорошо знают учителя и обстановка привычная – все ОК! А вот при выходе в самостоятельную жизнь (при поступлении в вуз, а позже на работу) обстановка меняется, привычного уклада уже нет и нужно приспосабливаться к новым условиям. Именно здесь кроется опасность, поскольку ему нужно формировать свою репутацию заново.

Если отличник хорошо адаптируется, у него большой круг общения, эти жизненные перемены пройдут более-менее безболезненно. А если адаптация затруднена, ему необходимо помочь!

Поскольку стремление достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих становится личностной особенностью, замечания от преподавателей вуза или работодателя отличниками воспринимаются и переживаются болезненно: «Я не справился!», «Я не смог!», «Я всех подвел!». Возникает ощущение несоответствия, которое тянет за собой самооценку, и тянет не вверх! Страх оценки окружающих и стыд за совершенную ошибку становятся самыми частыми их чувствами. Выгорают такие работники как свечка. Вспомните из своей школьной жизни тех, кто в школе подавал БОЛЬШИЕ надежды, а в жизни не преуспел, у каждого найдется такой пример.

Профилактика данного явления проста. Понимание, уважение чувств ребенка, поддержка в случае неудач! Идеальный вариант, когда еще на школьной скамье родители и учителя объясняют, что ошибаться – это нормально, ошибку можно исправить. Отличная оценка – это хорошо, но это не самоцель, главное - знания.

Если процесс вышел за рамки совершеннолетия и мешает получать удовольствие от учебы или работы, которая очень нравится – помочь может психотерапевт! Вчерашний отличник с терапевтом заменят негативные установки на позитивные, скорректируют самооценку, восполнят ресурс, и дадут новое начало развитию личностному и профессиональному. И все получится!!!
Made on
Tilda