Обратилась мама: дочь 8 класс, стала очень эмоциональной, не раз замечала сама, что часто стала плакать при какой-либо неудаче, об оценках «3» сообщает всегда в слезах. Поделилась своими наблюдениями с классным руководителем, он подтвердил, что это наблюдается и в школе, когда девочке делают замечание, реакция слезы, посоветовала обратиться к психологу.
Запрос: помочь ребенку справиться со своими эмоциями.
Девочка (назовем ее С.), контактная, но перед ответом на вопрос «берет паузу», затем отвечает, следит за реакцией, получая одобрение (кивок головы), речь становится активней, мимика живее.
С неохотой рассказывала о своей семье, но отмечала, что все хорошо, ее любят, не ругают и не наказывают. Зашла речь об отце, и ребенок расплакался.
Выяснили, что в семье произошли значительные изменения, родители 8 лет назад развелись, девочка не могла общаться со своим родным отцом. Сама мама вышла замуж, в новой семье родился ребенок. Отчим относится к С. очень хорошо, занимает высокий пост на работе, мама декларирует, что у них образцовая семья, все друг друга любят. С. вспоминала, что с отцом ей было весело и интересно, знает, что он ее любит, она не боялась поучить тройку, но сейчас вынуждена не думать об этом, потому что это неприятно маме.
За время проживания в новой семье С. поняла, что не хочет расстраивать маму, и поскольку семья идеальная, все должно быть идеально, она со своей стороны должна полностью этому соответствовать. Отсюда и повышенная эмоциональность – страх несоответствия, и наличие в семейной модели воспитания «должествований» («Ты должна хорошо учиться», «Ты должна заботиться о младшем брате», «Ты должна относиться к родителям с уважением», «Ты должна стараться» и т.д.)
На встречу была приглашена мама. На вопрос о взаимоотношениях С. со своим отцом ответила, что в семье новый папа, двух пап быть не может, кроме этого, ее бывший муж доставил ей неприятности, дочь это понимает и ее поддерживает. В ходе встречи выяснили, что маму не устраивала должность и заработок ее бывшего мужа, она смогла встретить человека, который отвечал всем ее требованиям. Отметила, что очень дорожит новыми отношениями, и все делает для того, чтоб семья соответствовала социальному статусу ее нынешнего мужа. А чтоб не встречаться с прошлым, она сосредоточилась на настоящем. Отказывала во встречах отцу С., во избежание своих отрицательных эмоций (воспоминания о том, как они жили в условиях дефицита средств), объясняя ребенку, что он сам этого не хочет, привлекала отчима к участию в жизни дочери (посещение собраний в школе, подготовка домашних заданий).
Девочка стала заложником обстоятельств, созданных мамой. Решением проблемы стали восстановление общения С. со своим отцом, снятие с ребенка повышенных обязательств соответствия со стороны матери. Самооценка и повышенная эмоциональность были выровнены в течение 10 сессий.